Ученые нашли способ быстрого поиска стойких к антибиотикам бактерий

31 октября 2017 Что такое «супербактерии» и пути их появления

Сам ген безопасен, но если человек заражен болезнетворными бактериями, то они становятся максимально стойкими к антибиотикам и лечение болезни усложняется. Это могут быть как распространенные патогены (стафилококк или пневмококк), так и редкие возбудители болезней. В последнее время проблема все более актуальна, обнаружены многочисленные возбудители болезней, на которые действие большинства антибиотиков не приносит желаемого результата.

Основным местом скопления «супербактерий» считаются фермы и больницы. На фермах животных «пичкают» антибиотиками для ускорения роста, а в больницах находится большое число потенциальных носителей микробов и антибиотиков, при помощи которых этих микробов пытаются убить. Если рассматривать человеческий организм, то стойкие бактерии в большом количестве находятся в кишечнике, где безобидные микробы постоянно контактируют с антибиотиками, которые предназначены для лечения других болезней.

Суть открытия

Для поиска «супербактерий» требуется расшифровка ДНК каждого микроба, которых миллионы. Это требует длительного времени и огромных средств. Для упрощения используют анализ метагенома, совокупности микробов в определенной среде. До открытия российских ученых был возможен только поиск гена «супербактерий», но без возможности получить информацию о пути его происхождения и того, какое число микробов этим геном обладают.

Наши ученые смогли разработать методику быстрого анализа MetaFast и программу MetaCherchant, которые позволили искать гены «супербактерий», а также их аналоги в метагеномном скоплении. Кроме этого, программа позволила получать информацию о пути их происхождения. Практическим результатом стало обнаружение прародителей неуязвимого опасного возбудителя Helicobacter pylori, который вызывает язву и рак желудка. Это стало возможным после анализа метагеномов бактерий в Казанской клинике, которые обладали стойкостью к действию антибиотиков.

По словам биоинформатиков, эта методика позволяет понять эволюцию распространения микробов и разработать пути их сдерживания.