Инновации Санкт-Петербурга в борьбе за экологию

26 апреля 2019

В начале прошлого века доля горожан на всей планете уже составляла не менее 50%, и урбанизация все больше набирает обороты. Учитывая, что практически вся жизнедеятельность современного человека связана с городом и городской жизнью, мегаполисы становятся основными загрязнителями окружающей среды. Качество жизни и состояние здоровья находятся под постоянным негативным влиянием автомобильных выхлопов, песчано-солевой пыли, шумозагрязнения и перенаселенности.

Санкт-Петербург – самый северный город-миллионник, экологический рейтинг которого растет с каждым годом. С 2017 г. город входит в десятку городов «Экологического рейтинга субъектов Российской Федерации», при том, что еще в 2013 году состоял в тройке самых загрязненных городов наряду с Норильском и Москвой.

Защита окружающей среды встала в один ряд с факторами, определяющими дальнейшее развитие города.  На сегодня город активно принимает меры по благоустройству городской среды, улучшению атмосферного воздуха, жители активно участвуют в многочисленных экологических акциях, проводятся образовательные лекции, ученые разрабатывают эко-технологии и все больше привлекается внимание общественности к экологическим проблемам.

Безвыбросный транспорт

Общий годовой объем выбросов в воздух в Санкт-Петербурге составляет порядка 488 тысяч тонн, из которых 85% приходится на автотранспорт.

От четкой работы современного общественного транспорта зависят гибкость и эффективность экономики городов. При этом задачи транспортного комплекса не ограничиваются лишь повышением мобильности населения.

Город постепенно переходит на безвыбросный общественный транспорт. В 2017-2018 гг. Санкт-Петербург заключил контракт на поставку 115 инновационных машин – троллейбусов с увеличенным автономным ходом. Внедренный новый вид троллейбусов оперативно адаптируется к изменениям в городском трафике, а также позволяет изменять маршруты, исходя из потребностей пассажиров.

Правительство города также планирует заменить имеющиеся городские автобусы на инновационный вид транспорта – электробусы – бесшумные автобусы на электрическом двигателе с ходом 240 км, которые заряжают ночью в автопарке. Первые 10 электробусов прошли обкатку, показав стабильную работу. 19 марта 2019 г. они запущены по регулярным маршрутам, связывающим Петроградскую сторону и Васильевский остров. За первые десять дней работы экологичные элетробусы перевезли около 32 тыс. пассажиров. По заявлению врио губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова, в перспективе городской автопарк пополнится еще 50 электробусами.

Мусорная реформа

Ленинградская область вошла в число 47 субъектов страны, объявивших о начале мусорной реформы. По всей стране к 2024 г. планируется открыть 210 станций по переработке и утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО). Открытие современных мусороперерабатывающих станций и полигонов, которые, как предполагается, положат конец мусоросжигательным заводам, в Ленобласти состоится в течение 1,5 лет.

Первая очередь новых мусороперерабатывающих заводов заработает в 2022 г. в Гатчинском районе. Как предполагают, годовая мощность завода составит на первом этапе порядка 500 тыс. тонн отходов, а при переходе на полную мощность – 1 млн. тонн в год. Сроки открытия завода по переработке вторичного топлива в Выборгском районе на данный момент не раскрываются.

В Ленобласти уже подготовлены пять площадок для мусороперерабатывающих комплексов, однако мусорная реформа начнется с мусорного ведра – жителей постараются приучить к распределению мусора, в дворах появятся контейнеры по раздельному сбору бытовых отходов.

Мусорная реформа предполагает инновации. Так, петербургские учёные разработали технологию, позволяющую получать из металломусора редкий и уникальный металл скандий. Развитие данной технологии позволит России стать монополистом по продаже скандия. На данный моментом на этом рынке лидирует Китай. Получение скандия обходится компаниям по его добыче очень дорого, а килограмм скандия достигает 20 тыс. долларов. Инновация позволит России получать уникальный металл дешевле в разы.

Скандий будут получать при переработке красного шлама – высокотоксичных отходов при производстве алюминия. Метод считается уникальным, а его реализация возможна только в трех точках планеты: в Бокситогорске (Ленинградская область), Каменск-Уральском и Краснотурьинске (уральский регион).

В основном скандий применяется в авиакосмической промышленности, электронике и автомобилестроении: сплавы со скандием отличаются необычайной прочностью, делают автомобили легкими и нержавеющими.

Предположительно на территории России находится порядка 120 млн. тонн красных шламов. Открытие предприятий, добывающих скандий из отходов, требует вложений суммой около 20 млрд. рублей по самым скромным подсчетам. С открытием производства отпадет и проблема утилизации высокотоксичного красного шлама – он станет сырьем.

К мусорной реформе подключились петербургские инженеры и программисты. В течение года они трудятся над первым в стране роботом-сортировщиком мусора. Основная задача робота заключается в быстром отсеивании одного типа мусора от другого с помощью вакуумной присоски. Скоростной процесс сортировки контролируется нейронной сетью – компьютерными программами. Предполагается, что робот заменит 10 человек. Первые испытания прошли удачно, демонстрация финальной версии робота планируется в сентябре 2019 г. на тестовых конвейерах.