«Пионер-М» – прорывной проект использования солнечной энергии

17 ноября 2016

Разработка корабля «Пионер-М» проводится на площадке СевГУ. Наблюдателем хода выполнения этого проекта, получившего поддержку АСИ, является Объединенная Судостроительная Корпорация (ОСК). Проектная группа, выполняющая разработку «Пионер-М», состоит из более четырех десятков учащихся высших учебных заведений страны. Руководителем этого студенческого КБ является ректор СевГУ В. Кошкин. Помощь студентам оказывают ученые и специалисты ряда российских ВУЗов.

Солнечные панели, преобразующие энергию фотонов в постоянный электрический ток и размещаемые на корабле, будут выполнять функции дополнительного источника электроэнергии. Их расчетная мощность достигает 20 кВт при общей площади активной поверхности панелей солнечных батарей 130 кв. м. Этого будет вполне достаточно для электропитания систем внутреннего освещения и некоторых электроприводных механизмов. Таким образом удастся обеспечить экономию ресурсов для основного источника энергии корабля на 10÷20%.

Главными достоинствами используемых фотопреобразовательных панелей являются бесшумность и отсутствие вибраций при работе, а также экологичность, что особенно важно для научно-исследовательского судна. При успешных результатах тестирования солнечных батарей на «Пионер-М», предложенное технологическое решение будет сертифицировано для использования в других проектах ОПК.

Первоначальный вариант эскизного проекта судна получил при рассмотрении его экспертами несколько сотен замечаний, касавшихся, по большей части, геометрических параметров корпуса и электрических узлов. Студенческое КБ провело доработку эскизного проекта, направленную на устранение замечаний, в результате чего удалось добиться снижения:

  • массогабаритных параметров,
  • динамического сопротивления корпуса,
  • требуемой мощности энергоустановок, при заданных скоростных характеристиках и дальности хода,
  • потребления топлива.

В настоящее время доработанный эскизный проект корабля уже получил одобрение от управляющего комитета проекта, который тщательно проанализировал основные технические решения. Следующий шаг – окончательное утверждение технического задания на разработку техпроекта.

После создания первоначального варианта технического проекта разработчики планируют выполнить официальную подачу в речной регистр РФ документации, в которой должно содержаться более 6-ти десятков документов. Но для этого требуется до конца доработать документацию по электрочасти и получить положительный отзыв по результатам ее экспертизы.

Местом строительства корабля, которое планируется закончить в 2018 году, выбраны верфи ОСК в Санкт-Петербурге.