Первый в России трамвай на водородном топливе создают в Санкт-Петербурге

26 июля 2019

Презентация действующего макета трамвая на альтернативном топливе состоялась 18 июля в Трамвайном парке № 1.

Специалисты «Горэлектротранса» совместно с филиалом Крыловского государственного НЦ «Центральным научно-исследовательским институтом судовой электротехники и технологии» начали разработку экологичного трамвая в 2016 г., стартовав на форуме SmartTransport. Реализация проекта выходит на финишную черту: в феврале текущего года специалисты приступили к сборке опытного образца.

Разработку специалисты называют «действующим макетом» или «испытательной платформой», строго относясь к использованию терминов. Новый тип трамваев отличается надежностью, безопасностью, высокими показателями экологичности и весьма высокой экономичностью. На первый взгляд «испытательная платформа» ничем не отличается от привычных обывателю трамваев: внешняя оболочка разработки это всем известный трамвайный вагон ЛМ-68М. Все инновационные решения реализованы в начинке: оснащение заводского электродвигателя топливными водородными элементами позволяет трамваю работать без токоприемника. Соответственно, подобные энергоустановки позволят отказаться от строительства недешевой контактной сети и тяговых подстанций.

Принцип работы заключается в физико-химическом процессе. В результате взаимодействия водорода и кислорода, электрохимический генератор вырабатывает электроэнергию, приводящую транспорт в движение. Двигатель трамвая безопасен, так как его побочный продукт — дистиллированная вода. Также происходит выделение тепла, что позволит обогревать и охлаждать салон зимой и летом.

В основу «водородного трамвая», аналогов которому в России нет, заложены уникальные инженерно-конструкторские решения ученых из «ЦНИИ СЭТ». Они уже на протяжении долгих лет разрабатывают водородные двигатели для судоходства. Применение изобретений в наземном городском транспорте производится впервые.

Предполагается, что ходовые испытания действующего макета пройдут в сентябре 2019 г. Тестировать будут около месяца на действующей сети Московского района в ночное время. Прогноз по срокам введения инновационного транспорта в массовую эксплуатацию возможен после испытаний. Мировая практика показывает, что в случае успешных испытаний, запуск происходит через 4-5 лет от создания опытного образца.

На обсуждение вынесено также применение новых трамваев на планирующихся перспективных маршрутах, связывающих пригороды (Красное Село, Кудрово) с центром города.

Мировая практика

Китай

Как один из крупнейших мировых «загрязнителей» атмосферы, Китай инвестирует значительные средства в зеленую энергию и даже был мировым лидером в производстве возобновляемой энергии в 2013 г. КНР генерирует больше энергии ветра, чем любая другая страна в мире. Продолжая свои усилия по развитию экологически чистой энергетики, Китай впервые в мире запустил «водородные трамваи» в 2017 г.

Гибридный электрический трамвай ввели в эксплуатацию в Таншане в провинции Хэбэй, что ознаменовало большой шаг в применении зеленой энергии в общественном транспорте. Трамвай, имеющий три вагона с 66 посадочными местами, может развивать скорость до 70 километров в час. Заправка 12 кг водорода длится около 15 минут, топлива хватает на 40 километров пути. Расстояние между платформой вагона и рельсами составляет 35 сантиметров, что упрощает посадку пассажиров. Трамвай при движении не выделяет никаких загрязняющих веществ. Температура реакции внутри топливных элементов ниже 100 градусов по Цельсию, поэтому оксида азота не образуется.

Имея возможность производить около 50 комплектов трамваев в год, Китай внедряет «водородный трамвай» внутри страны и за рубежом.

Германия

В 2018 г. в Германии выполнен рейс первого в мире пассажирского поезда на водородном топливе французского производства. Он развивает скорость до 140 км в час и способен преодолеть путь в 1 000 километров.

Фото: electrotrans.spb.ru