Беспилотные трамваи могут запустить к зиме

29 августа 2019

Российская компания-разработчик искусственного интеллекта для беспилотного транспорта «Когнитивные технологии» (Cognitive Technologies) планирует запустить беспилотный трамвай в Санкт-Петербурге уже зимой.

Совместно с петербургским предприятием-производителем инновационного городского электротранспорта «ПК Транспортные системы» компания создала первый в России прототип беспилотного трамвая в начале текущего года. Модель, сконструированная на основе инновационного трамвайного состава «Витязь-М», прошла тестирование на северо-востоке Москвы на маршруте №17 «Останкино-Медведково».

Интерес к инновационному транспорту проявил не только Санкт-Петербург, но и несколько городов Сибири. Как отмечает правление «Когнитивных технологий», в зависимости от принятого «ПК Транспортные системы» решения, тиражирование планируют запустить зимой.

Инновационная машина, которую изготавливают в Северной столице, по внешнему виду не отличается от выпускаемых трамвайных вагонов нового поколения. Инновационный трамвай разработали на основе модели низкопольного трамвайного вагона «Витязь-М», который состоит из трех секций. Его скорость может достигать 75 км/ч. Всё дело в начинке – в составляющих смарт-системы автоматического управления.  Беспилотное средство передвижения имеет систему компьютерного зрения, около двух десятков видеокамер и специальные радары.

Несмотря на высокий уровень безопасности и возможность функционировать без водителя, беспилотный трамвай будет работать под его контролем. Использование интеллектуальной системы управления — это лишь шаг к вводу в массовую эксплуатацию беспилотников. Она помогает водителю: автоматически тормозит в случае обнаружения посторонних объектов (человек, автомобиль и др.) на пути движения, а также корректирует скорость, если, например, водитель едет чересчур быстро на опасных участках пути или при неблагоприятных внешних факторах и погодных условиях (туман, дождь, ночное время, ослепление водителя светом фар). Искусственный интеллект позволит водителю управлять трамваем в облегченном режиме 90% времени, что существенно сократит количество аварийных ситуаций, как правило, связанных с человеческим фактором.

По словам представителей Cognitive Technologies, для перехода на новый вид трамваев практически нет ни технологических, ни законодательных ограничений: трамвай движется по рельсам с водителем в кабине. Однако, эксперт издания «Ведомости» отмечает, что при нынешнем законодательстве за принятие решений ответственным является именно водитель. Таким образом, тестирование и дальнейший ввод в эксплуатацию беспилотного транспорта без водителя не представляется возможным без внесения изменений в законодательство.

Разработка перспективна и может стать составляющей «умного города». Беспилотный трамвай экономически выгоден и отличается экологичностью. Соотношение цены и качества, по словам представителей «Когнитивных технологий», абсолютно уникальное – он на 40% дешевле своих конкурентов. По планам разработчиков коммерческая эксплуатация возможно будет запущена в 2021-2022 гг., но окончательная цена такого инновационного транспорта неизвестна.

Ранее стало известно о создании в Санкт-Петербурге первого в стране трамвая на водородном топливе. Функционирующий образец представили в июле 2019 года. Он отличается тем, что не зависит от контактной сети.  Первые испытания проведут в Московском районе в сентябре 2019 года.

Также на днях РЖД продемонстрировала беспилотный поезд «Ласточка». При его разработке применялись только отечественные системы. Запуск беспилотной «Ласточки» разбит на этапы. Финал запланирован на 2021 год – тогда состав будет запущен по московскому центральному кольцу без машиниста.

Фото: Сайт «ПК Транспортные системы»